Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются важнейшим источником поступления денежных средств в бюджет государства.
С начала возникновения государства они являются частью экономических отношений. Налоги являются составной частью воспроизводственного процесса, выступают одной из форм производственных отношений между субъектами хозяйствования и перераспределяют национальный доход. Любая смена налоговой политики сопровождает изменения, происходящие в государстве. Налоги – это платежи в государственный или местный бюджеты от физических и юридических лиц.
Налоги выступают своеобразной формой отношений между государством и хозяйствующими субъектами, такими как юридические лица, группы населения и отдельно физические лица. Актуальной задачей является на сегодняшний момент исследование налоговой системы, общих правил налогообложений и штрафов за их неуплату, предусмотренных НК РФ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ
1.1 Основные механизмы налогового регулирования, применяемые в РФ и Санкт-Петербурге
Налоги являются наиболее важной частью финансовой политики почти в каждом государстве. Налоги, как один из старейших институтов, а также вся налоговая система являются мощным инструментом управления экономикой в условиях современного бизнеса и рынка. С помощью налогов определяются отношения хозяйствующих субъектов с соответствующими бюджетами, банками и другими участниками рынка, а также регулируется внешнеэкономическая деятельность государств. Использование налогов относится к числу экономических методов, используемых для управления и обеспечения взаимосвязи национальных интересов с коммерческими интересами хозяйствующих субъектов.
Налоговая система каждой страны является одним из основных инструментов управления общей системой экономического регулирования, а также социально-экономическими функциями государства. Таким образом, возникает важность финансовой устойчивости государства, а именно соответствия доходов и расходов государства. Финансовую устойчивость в масштабах всего государства следует рассматривать как способность бюджета удовлетворять финансовые потребности государства. Последнее основано на адекватности налоговых и иных поступлений в бюджеты различных уровней при обеспечении высокого уровня собираемости налогов и неналоговых платежей.
Создание эффективной налоговой системы, позволяющей сформировать прочную основу для поступления и обновления бюджетных ресурсов государственных структур всех уровней, рассматривается как важнейшая задача экономической политики Российской Федерации. В настоящее время в законодательстве отсутствует юридическое определение понятия налоговой системы. Действующая современная налоговая система Российской Федерации является трехуровневой, использующей такие принципы построения, как единовременное налогообложение, строгий порядок сохранения и отмены налогов и распределение налоговых поступлений между федеральным, региональным и местными бюджетами. Несмотря на видимый рост налоговых поступлений, нынешняя налоговая система в России в определенные моменты отличается политической нестабильностью, чрезмерной налоговой нагрузкой и отсутствием стимулов для развития реального сектора экономики. Для низкооплачиваемых работников существует единая ставка налога на доходы физических лиц (без учета объема дохода налогоплательщика).
Включение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в Налоговый кодекс Российской Федерации неоднозначно по своей природе с точки зрения налогового законодательства и, будучи неожиданным, стало дискуссионным для российского налогового законодательства. С 1 января 2017 года страховые взносы уплачиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Закрепленные в федеральных законах по каждому виду социального страхования правовые нормы, касающиеся специфики уплаты страховых взносов, не утратили своего действия (в 2017 году Россия вышла на новый этап в сфере правового регулирования страховых взносов — фактически было заменено правовое регулирование страховых взносов.
Описывая и изучая современную налоговую систему России, можно упомянуть такой важный принцип формирования налоговой системы, как ориентация, который позволяет исключить двойное налогообложение [11, с.223-228].
Кроме того, для надлежащего и эффективного функционирования налоговой системы должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. Сегодня налоги, сборы и страховые взносы используются как инструмент экономической и структурной политики — они определяют уровень налоговой нагрузки и зависят от конкретных целей государственного регулирования и конкретной экономической ситуации.
Налоговая система состоит из следующих составных частей:
- обязательные налоги и сборы;
- совокупность участников налогообложения;
- налоговая система в целом;
- налоговый контроль (формы и методы);
- порядок уплаты и распределения налоговых платежей;
- ответственность сторон налоговых отношений.
1.2. Применение основной системы налогообложения в РФ
Главным налоговым органом в России является Федеральная налоговая служба. Его территориальные органы и инспекции осуществляют надзор за точным расчетом и надлежащей уплатой всех налогов и взносов на социальное страхование.
ФНС осуществляет налоговый надзор в основном в форме камеральных или выездных налоговых проверок. Камеральная налоговая проверка проводится на основании налоговой декларации, поданной налогоплательщиком. Камеральная налоговая проверка может быть проведена в течение трех месяцев (два месяца для налога на добавленную стоимость) с даты подачи налоговой декларации.
Выездная налоговая проверка может охватывать до трех календарных лет, предшествующих году начала проверки. Во время налоговой проверки налоговый орган проверяет точность расчета и надлежащую уплату заявленных налогов в течение проверяемого периода. С этой целью налоговый орган может воспользоваться своим правом принудительного изъятия документов и других вещественных доказательств. Во время выездных налоговых проверок налоговые органы также имеют право запрашивать дополнительные документы и проверять все.
Кроме того, существует отдельная форма налогового аудита, которая касается исключительно контроля цен, применяемых взаимозависимыми компаниями в их сделках (на основе правил трансфертного ценообразования). Специальный орган, уполномоченный проводить такой аудит, проверяет точность налоговых расчетов в отношении внутрифирменных операций, хотя на практике местные налоговые органы активно занимаются теми же проверками.
ОСНО — основная система налогообложения. Данная система характеризуется большим уровнем налоговых отчислений и наименьшим количеством ограничений. Налог на добавленную стоимость является обязательным при выборе данной системы. Представители малого бизнеса обычно не выбирают данную систему, так как она содержит большое количество налогов, и соответственно влечет за собой составление отчетности по их уплате в бюджет.
Рассмотрим более подробно каждый из них.
Вся налоговая система работает по-государственному, являясь основным источником формирования бюджета и пополнения казны. Налог на добавленную стоимость (НДС) играет важную роль в национальной экономике. Таким образом, любые манипуляции с налогом немедленно скажутся на экономике. Повышение НДС негативно сказывается на экономике и приведет к снижению мотивации общества к предпринимательской деятельности. Повышение ставки НДС косвенно повлияет на сбор подоходного налога с физических лиц (НДФЛ) и акцизов из-за усиления давления на экономику и эскалации инфляции, снижения платежеспособного спроса и снижения уровня потребления из-за роста цен. Налоговые новации могут привести к серьезным последствиям: увеличению налоговой нагрузки, повышению цен на большинство товаров и услуг, снижению потребительского спроса, эскалации инфляции, ухудшению ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства, замедлению экономического роста.
НДС является первым по величине собираемым налогом в России. Это самый крупный источник доходов бюджета, несмотря на нефтегазовые. Этот налог действует с 1992 года. Тогда налоговая ставка была максимальной и составляла 28%. Позже ставка НДС только снизилась: в 1993 году она была снижена до 20%, а в 2004 году стала 18%. В дополнение к НДС с 1998 по 2004 год взимался налог с продаж в размере до 5%. С 1 января 2019 года ставка НДС была увеличена до 20% (+2%) [2].
Большая нагрузка ложится на малый бизнес в связи с повышением ставки НДС на 2%. Наблюдения показывают, что при увеличении налоговой нагрузки часть бизнеса закрывается из-за нехватки средств, а инвестиции в российскую экономику сокращаются. Более высокая ставка может вынуждает иностранный капитал покинуть Россию. Налоговая ставка в размере 18% была признана наиболее оптимальной [4].
Промышленное производство сократилось из-за повышения НДС.
Механизм исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) регламентирован положениями гл. 21 Налогового кодекса РФ [12, с.24-27].
Налогоплательщиками признаются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Однако, юридические лица, использующие основную систему налогообложения, могут быть освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, кроме тех организаций, которые реализуют подакцизные товары. Данное освобождение в соответствие со статьей 145 НК РФ получают организации, у которых за последние три календарных месяца выручка от реализации товаров, работ и услуг не больше двух миллионов рублей без учета НДС
При данной системе выделают следующие объекты:
1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
2. Передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.
3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. Затем уплаченная сумма НДС будет принята к вычету в установленном порядке, но начисление и уплата НДС должны быть осуществлены в установленный срок по указанному основанию.
4. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Облагается налогом только импорт товаров (работ, услуг), по экспорту товаров установлена нулевая процентная ставка НДС [16, с.160-165].
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При определении налоговой базы необходимо учитывать особенности объектов налогообложения. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога [2].
1.3. Применение упрощённой системы налогообложения в РФ
Одной из задач экономической политики Российской Федерации является дальнейшее развитие и модернизация предпринимательства. В нашей стране существует достаточно механизмов стимулирования налогоплательщиков, включая всевозможные программы как на федеральном, так и на региональном уровнях, льготные кредиты и т.д. Однако, по словам самих предпринимателей, налоговая нагрузка на бизнес и сложность налогового процесса имеют большое значение для их деятельности. В связи с этим важно изучить вопросы налогового регулирования предпринимательской деятельности в рамках специальных налоговых режимов.
В основе специальных налоговых режимов лежит идея единого налога, которая предполагает замену ряда налогов, уплачиваемых налогоплательщиком, на один налог.
Опыт зарубежного и российского налогообложения показывает, что существует необходимость сократить количество видов налогов до одного для определенных категорий налогоплательщиков.
Для Российской Федерации актуальной задачей введения специальных налоговых режимов была, с одной стороны, борьба с уклонением от уплаты налогов при применении этих режимов, с другой стороны, сокращение и упрощение бухгалтерского учета и отчетности для ряда организаций и индивидуальных предпринимателей.
В современной рыночной экономике малый бизнес играет важную роль. Если ориентироваться на опыт развитых стран, то в этом секторе должно быть сосредоточено до 2/3 экономически активного населения. Организация малого бизнеса должна решать проблему занятости, повышения благосостояния населения, способствовать поддержанию конкурентной среды и практическим инновациям. Но существование малого бизнеса практически невозможно без активной поддержки государства, которая должна заключаться в разработке различных программ по продвижению малого бизнеса, включая формирование налоговой политики для стимулирования его развития.
Применение специальных налоговых режимов в России имеет довольно долгую историю. Но действующая система специальных налоговых режимов в России пока недостаточно эффективна, как с точки зрения увеличения налоговых поступлений, вывода предприятий из тени, так и с точки зрения упрощения налогообложения как экономического стимула для налогоплательщиков.
Простота является важным атрибутом налоговой системы, и было предпринято много попыток упрощения в разных странах, включая, конечно, Россию.
Однако эти попытки оказались не очень успешными. Основная причина заключается в том, что, конечно, существуют важные факторы, которые делают налоговые системы сложными, и не все из них плохие. Другим важным моментом является то, что не всегда ясно, что подразумевается под упрощением налогообложения. Еще одна трудность заключалась в том, что попытки упрощения часто предпринимались на разовой основе, и, как только энтузиазм иссякал, тенденция к усложнению сохранялась. Поэтому предполагается, что необходима стратегия упрощения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим фактором налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. Развитие и совершенствование налоговой системы отражает фундаментальную основу для укрепления целостности финансовой системы России как федеративного государства, но также гарантирует территориальным/публичным образованиям в ее структуре свободу осуществлять налоговую и правовую компетенцию, необходимую для независимого и полного обеспечения территориальных бюджетов. Особенности региональных и муниципальных налоговых систем России заключаются в законодательно установленном порядке установления и введения налогов соответствующего территориального уровня.